Крумловский замок

Чешский Крумлов (Český Krumlov) Латран (Latrán) и первый двор замка

 

Мы продолжаем наше путешествие от костела Святого Витта к замку Чешского Крумлова. В замок можно попасть двумя способами, либо по лесенке, которая уходит резко вверх сразу за зданием костела, либо по городской улочке.

Пройтись по которой одно наслаждение, потому, как местные мастера украшают свои магазинчики различными способами и разглядывать витрины можно просто часами.

 

 

Эта часть города называется Латран (Latrán). Для красоты повествования рассказывают, что именно так называлась шайка разбойников, которых победил далекий предок Витковичей, но на самом деле истинное значение слова говорит о том, что это просто боковая городская улица.

 

Одним из примечательных сооружений это части города является часовня святого Йошта, которая была построена здесь в 1334 г. Петром I Рожемберком, она была частью госпиталя Рожемберков. В 1596 г. Петр Вок реконструировал церковь в стиле Ренессанс. В 1598 г. новую церковь, освященную в честь Святой Троицы, отдали немецким протестантам, которых здесь было значительное количество. После 1602 года, когда город перешел Габсбургам, император настрого запретил использовать церковь в некатолических целях.

 

В 1790 г. городской совет продал дом местному предпринимателю, который разместил тут пивоварню. Перебывали в этом здании и казино, и танцклассы с баром, и гостиница, в 1920-е гг. здесь был обувной магазин фирмы Bata, в 1938 г. – магазин мотоциклов. Последняя реконструкция здания была произведена в 1999 г. Сейчас здесь магазин одежды, ресторан и музей марионеток.

Ну вот мы и у входа в сам замок. Замок имеет пять дворов, каждый из которых достоит отдельного внимания.

 

 

Первый двор

Главный вход в замок ведет через Красные ворота. Верхняя часть ворот украшена гербом Шварценбергов. Ворота встроены в каменную арку, от которой отходит еще и коридор, идущий через несколько дворов и соединяющий замок с монастырями миноритов и кларисок.

 

Справа от ворот мы видим Дом соли, сначала он использовался для хранения солода, потом стал зернохранилищем. А в 1723 г. дом превратили в соляной склад, в 1876 г. здесь разместили служебные квартиры. Сейчас в доме размещено второе городское турбюро.

 

Легенда гласит, что два охранника, сторожившие соль, повздорили из-за игры в карты, и поубивали друг друга. Теперь в доме по ночам слышны звуки борьбы, крики и предсмертные стоны.

 

За домом соли находится здание Старой аптеки. Ранее здесь селили важную замковую челядь, позднее здание оборудовали под фармацию (1730), в 1915 г. аптека переехала в здание Новой аптеки, а здесь обустроили магазин и квартиры.

 

С левой стороны от Красных ворот стоит Новая аптека, (1556 г.) с фасадом в стиле граффито. Аптекой дом стал только в 1913 г., до этого со времен Эггенберков здесь жила семья придворного доктора.

За Новой аптекой стоит здание бывших конюшен с зернохранилищем, где ранее размещалось около 50 лошадей. После нескольких реконструкций помещение превратилось в Колонный зал, где проводят выставки.

 

Далее перед нами – дом управляющего замком (первое упоминание – 1600 год), слева от замковой лестницы. Глубина подвалов в доме достигает 6 метров. Проживал здесь не только управляющий, но и лесничий, сборщик налогов, а позже – служащие в отставке и их сироты.

 

Чуть ниже Нового дома управляющего стоит бывший каретный сарай, сейчас использующийся как гаражи. Древнее строение сгорело в конце XVIII века, и было отстроено заново.

 

Одним из основных зданий первого двора является Бывшая пивоварня, построенная в 1561 г. Здесь же жили пивных дел мастера, хранилось зерно и солод, в XIX веке здесь построили еще и маслодельню. Это дом (1690 г.), расписанный в стиле сграффито, на фасаде которого, находятся солнечные часы.

 

В центре двора стоит фонтан, датируемый 1561г. в виде пятилепестковой розы, символа рода Рожембергов. Изначально он был расположен в другом месте, а сюда перенесен по приказанию Йозефа Адама Шварценберга, решившего благоустроить двор.

Чтобы попасть во второй двор, нужно перейти каменный мост, который заменил разводной деревянный в 1647г.

 

Во рву живут медведи. И живут они тут с XVI века не просто так. По легенде, Витковичи (и их потомки Рожемберки) ведут свой род от римлянина Романа Урсини (Орсини).

 

Род Орсини – один из могущественнейших средневековых родов в Италии, представители этого рода были влиятельными вельможами, кардиналами, Папами Римскими, полководцами и обладали несметным состоянием. Фамилию «Орсини» с итальянского можно перевести как «Медведев», по этому медведь присутствует на гербе Рожембергов. От медвежьего рва, мы видим пять различных гербов владельцев замка.

 

Герб Рожемберков серебряный щит, разделенный золотым лучом, черный замок, пятилепестковая роза и три наклонные красные полосы, самый простой герб – (по правилам геральдики – чем проще герб, тем старее род). Повешен герб был в 1556 г.

 

В 1646 г. чуть   выше были повешены гербы Йохана Антона Эггенберка (1610-1640) и его жены Марии Анны фон Бранденбург (1609-1680). Эти гербы заменили собой красную мраморную плиту с тремя императорскими орлами – герб Фердинанда II Габсбургского.

 

Еще два герба можно увидеть на остатках замковых укреплений – гербы Йозефа Адама Шварценберга и его жены, Марии-Терезии фон Лихтенштейн, помещенные здесь в 1743 г.

 

Чуть правее гербов видна небольшая плита с гербом командующего крумловским гарнизоном во время Тридцатилетней войны – Фердинанда Каррати де Каррара.

 

 

 

Второй двор

 

 Второй двор называют Маленьким замком, или Градеком. Это самая старая часть дворцового комплекса (XIII век). Рожемберки расширяли замок, и постепенно старый Градек стал выполнять функцию складского помещения.

 

В 1580г., Вилем Рожмберк приказал перестроить Градек в стиле ренессанс, архитектору Бальдассаре Магджи (Baldassare Maggi d’Arogno). Великолепные яркие росписи стен были выполнены в 1591 г. живописцем Бартоломеем Беранеком (Bartoloměj Beránek – Jelínek)

.

Башня имеет шесть ярусов, на четвертом – колокольня, на пятом – аркадная галерея. На шестом ярусе расположены часы, а на самой верхушке – фонарь с колокольчиками. Еще одной достопримечательностью замка является библиотека. Первые упоминания о ней датируются XIV веком, а к XIX веку библиотека насчитывала уже 19 тысяч наименований. Книги приобретенные родом Эггенбергов имеют белые кожаные переплеты с нанесенными на корешке инициалами княгини – ME (Marie Ernestine), а книги, приобретенные Шварценбергами отмечены табличкой с гербом, именем владельца и датой поступления.

 

На той стороне двора, где обрыв над рекой, находится здание Монетного двора, (1686г.) хотя надо отметить, что как раз таки монетного двора там и не было. Со стороны Влтавы оно четырехэтажное, а со стороны двора – двухэтажное. После пожара 1729 г. здание восстановили, добавив к нему один ярус. Сейчас в здании проводят выставки.

Замыкает второй двор замка Верхний замок, к нему ведет каменный мост через который проходит коридор от второго замка к третьему.

 

Это была главная резиденция Витковичей и Рожмберков.

Он расположен между вторым и третьим двором, его хорошо видно из любой точки города. В 1240г. о нем упоминал странствующий австрийский рыцарь в своей балладе о прекрасной даме и рыцарском турнире в Крумлове.

 

В XVI веке замок был перестроен в стиле ренессанс – считается, что перестройки были приурочены Вилемом Рожмберком к появлению в его доме новой жены, (а их у него было четыре), ему очень хотелось произвести впечатление на очередную знатную невесту. Кстати, последние перестройки относятся именно к тому времени, когда Вилем женился на Поликсене Пернштейн.

 

 В это время около 1577г. был построен коридор, соединяющий второй и третий дворы крумловского замка. Ранее в третий двор можно было попасть через сторожевую башню во втором дворе и деревянный разводной мост, ведущий от этой башни, но потом на месте башни построили сыроварню, а из второго в третий двор теперь ведет каменный мосток и длинный коридор, уводящий вверх под ощутимым углом.

 

Но главная достопримечательность коридора – маленький балкончик, с которого открывается поразительный вид на город, лежащий внизу.

 

Третий и четвертый двор

 

 Огромное здание Верхнего замка, строившееся с XIV по XVIII вв. образует третий и четвертый дворы крумловского замка – эти «каменные колодцы», украшенные, росписью на мифологические темы сделаны знаменитым художником того времени – Габриэлем де Блонде (Gabriel de Blonde).

 

 Под верхним замком в скальном основании расположены знаменитые и таинственные многоэтажные подвалы, где во время восстания сеньоров в 1396 г. был заключен король Вацлав IV.Из этого крыла замка в пятый двор можно попасть по Плащевому мосту.

 

 Вы обязательно заметите это невероятное сооружение, которое напоминает внешне римские акведуки. Оттуда открывается великолепный вид на город, а высота моста просто завораживает. Мост был построен здесь еще в XV веке, только тогда он был деревянным и разводным. В 1686 г. Йохан Кристиан Эггенберк приказал сделать новый цельный деревянный мост с коридором поверху, и только при Шварценбергах, в 1764 г. мост стал каменным, получив трехэтажный коридор, являющийся частью протяженного коридора, соединяющего все здания замка с садами и монастырем миноритов. Сооружение этого моста позволило расширить замок, превратив глубокий овраг в элемент замкового дизайна и смотровую площадку.

 

В 1741г. при взятии французами замка, Плащевой мост был разрушен, и на его восстановление ушло целых 23 года.

 

Пятый двор

 

 Сразу за Плащевым мостом находится ренессансное здание, которое было построено в 1570 г. Антонином Влаком (Antonín Vlach) на остатках средневековых укреплений. Стены здания расписаны «под кладку», а на стене, смотрящей на город, имеются солнечные часы. Возле стены со стороны моста – каменное корыто для лошадей – когда-то в здании были конюшни. Сейчас здесь музей замкового театра.